Про Вас и вас

По инициативе Петра I в далеком 1722 году в России появилась «Табель о рангах», согласно которой за употребление обращения «ты» по отношению к вышестоящему лицу полагался внушительный штраф. С тех пор в истории государства произошло много других событий (отмена крепостного права, например), но победить людские подобострастие и страх финансового наказания им явно не удалось. Ничем иным объяснить упорное повсеместное написание обращения «вы» с заглавной буквы я не могу.

Широкую общественность вопросы употребления «Вас или вас» не волнуют.  Живо представляю себе как общественность — в лице отвратительных копирайтеров, непрофессиональных менеджеров по рекламе и маркетингу, и прочих неграмотных, допущенных к написанию каких-либо текстов — высунув язык от напряжения и сдерживая порыв склониться в реверансе или хоть поклониться, твердой рукой с энтузиазмом впечатывает: Уважаемые господа! Только для Вас…

И бесконечные эти Вас, Вам, Ваш и далее встречаются везде и всюду: в объявлениях в туалетах (от больничных до автосалонов) или входах в офисный центр, магазин, салон красоты или цветов, на корпоративных сайтах, в полиграфии, рекламе наружной, контекстной и всякой другой тоже.

Как бы ни хотелось вам подчеркнуть невероятное уважение к клиентам и покупателям, правила русского языка, согласно авторитетному порталу Грамота.ру, гласят: «Местоимения Вы и Ваш пишутся с прописной (большой) буквы как форма вежливого обращения к одному лицу. При обращении к нескольким лицам следует писать вы и ваш со строчной буквы. Написание Вы, Ваш с прописной при обращении к нескольким лицам – ошибка».

На портале так же собраны несколько рекомендаций из словарей – самый свежий из них датирован 2013 годом, могу предположить, что составлялся он около 5 лет назад. Это не так давно, если сравнивать с 1722, но и за эти 5 лет язык менялся и особенно динамично это происходило в интернете. Активное развитие социальных сетей и мессенджеров, иллюзия всеобщего братства, которую привносят в нашу жизнь те самые социальные сети, значительно упрощают правила и общения, и самого языка (порой, к сожалению). И с учетом этих изменений, даже рекомендации строго придерживаться в деловой переписке написания с заглавной буквы мне кажутся сомнительным, а во всех остальных случаях попросту являются ошибкой, что и подтверждают справочники.

К слову, ещё в 2010 в Ководстве было ультимативно заявлено: «Вы всегда пишется с маленькой». И хотя я часто не разделяю мнение Артемия Лебедева, в этом случае солидарна с ним полностью.

Резюме:

  1. Если вы действительно испытываете невыносимое уважение к адресату, и этот адресат — одно конкретное лицо, черт с вами, пишите с большой буквы: Я Вам пишу и далее по тексту. Хотя уместнее быть более демократичным и лакейство в себе изживать. Еще одно исключение — строгие нормы документооборота внутри компании, где вы трудитесь.
  2. Если вы давно и плотно общаетесь с человеком, но не переходя на ты, обращаясь к нему (особенно в мессенджере!) вполне допустимо использовать написание с маленькой буквы — он успел догадаться, что вы его уважаете, клянусь Розенталем.
  3. Если вы пишете текст, где подразумевается обращение к нескольким людям (от двух человек и более), никогда и ни за что не пишите обращение с заглавной буквы. Запомните: практически вся реклама (и посты в группах в соцсетях тоже) — обращение ко множеству лиц. Покупатели, клиенты, читатели и подписчики — это много людей сразу. Проявите уважение к ним другим способом — например, грамотными текстами.

Оставить комментарий