Инфантилизация русского языка: мода или закономерность

Лирическое вступление

Русский, да и любой другой, язык представляет собой самостоятельную, саморазвивающуюся и саморегулируемую систему. Словарный состав языка непрерывно формируется под воздействием ряда факторов, внешних (экстралингвистических) и внутренних. Внутренние оставим лингвистам, поговорим о внешних.

Почему меняется язык?

В современном виде наш язык — микс. Исконно русские слова в нём уживаются с заимствованиями из иностранных языков. Это как раз вполне объясняется внешними факторами, к которым относятся и изменение жизни общества, и контакты с носителями других языков, и научно-технический прогресс, и развитие экономики.

С учетом повсеместной диджитализации, например, появляется полная калек с английского речь. Понять и принять её временами сложно, но сама по себе она — не феномен. Просто для ряда явлений в русском языке невозможно подобрать слово, или лень подбирать, тем более, когда чаще всего все вокруг тебя прекрасно понимают.

Когда так начинают говорить не внутри профессиональной среды, а представители СМИ и лидеры мнений, полная новых слов речь вырывается за пределы офисов и получает широкое распространение. Об этом я уже писала, если кратко: мне это не нравится, считаю это неоправданным. В русском языке невероятное количество синонимов! Специалистам, работающим со словом, а не кодом или цифрами, не должно быть в тягость подобрать подходящее определение и говорить на условно чистом языке. Однако, они этого не делают.

Это явление воздвигает искусственный языковой барьер между поколениями. При этом, чем меньше разница в возрасте у собеседников, тем легче строится диалог. Коммуникации между бабушками-дедушками и внуками максимально сложны, но, в целом, пусть и по контексту и не с первого раза, все друг друга понимают.

Не забываем, что существуют и модные слова. Одни из них забываются со временем, другие становятся частью жаргонной лексики, некоторые — частью речи. Источник таких слов, как правило, молодежь, молодежные субкультуры.

О главненьком

Мелькающие в социальных сетях и в материалах онлайн-СМИ слова «морюшко», «друзяшки»,  «жаришка», «обнимашки», «сердечко» и прочие диминутивы (уменьшительно-ласкательные формы) можно было бы также объяснить модой, но, мне кажется, всё чуточку сложнее. В число экстралингвистических факторов, разумеется, входят особенности исторического развития страны, и вот они-то, на мой взгляд, и являются основной причиной появления этих слов.

Вопреки тенденции к повышению возраста пользователей интернет, большинство брендов, СМИ и развлекательных платформ ядром целевой аудитории считают молодежь — людей 1990+ года рождения. Тех, чье воспитание свелось к «сыты, обуты, одеты, хорошо». Тех, чьи родители занимались выживанием, либо, наоборот, наращиванием капиталов, но одинаково не принимали участия в жизни отпрысков. Так называемое поколение Z, по мнению социологов, специалистов в сфере HR и работодателей, считается лишенным мотивации, ленивым и капризным.

Я считаю это поколение лишенным любви, стремящимся, пусть и неосознанно, к нежности. Инфантильность? Безусловно, но не по собственной воле. Недополучив внимания в детстве, насмотревшись на увлеченных карьерой и деньгами родителей, эти повзрослевшие дети отрицают ценности важные для родителей (отсюда, например, отсутствие мотивации к построению карьеры), хотят веселья и в буквальном смысле — ласкового слова. Имеют право? Безусловно.

Что с этим делать копирайтерам?

  • Относиться к современному русскому как к иностранному языку.
  • Изучать лексику целевой аудитории текстов и писать на ее языке, нравится вам это или нет.
  • Эффективный текст должен соответствовать запросам аудитории, также как запросам поисковых систем, поэтому — будьте нежнее.

А журналистам?

Здесь все не так однозначно. С одной стороны, хочется, чтобы СМИ несли в массы не только правильные ценности, но и правильную речь. С другой, как скажется на трафике или продажах попытка говорить и писать по правилам, предугадать сложно, а стремление быть ближе к аудитории понятно — все хотят зарабатывать. Поиск баланса видится мне одной из главных задач редакторов.

Оставить комментарий